Запоздало о 9х10...
nerpa
| вторник, 21 января 2014
Если кому-то интересно моё мнение о s9e10, то вот оно. Немаленькое и, как мне кажется, чуть бессмысленное. Но, как говорится, у каждого оно своё, поэтому мне за него не стыдно.
На самом деле, когда я решила ничего не писать о 9.09 даже в своей дневнике, когда меня в отличие от большей части фандома не тронула настолько, насколько должна была по идее тронуть гибель Кевина, когда я, наверно, впервые с 6-го сезона так явно замечала нестыковки сценария, огрехи и т.д., я думала, что это всё.
The end.
Перегорело.
Эту любовь во мне убили, затоптали. И я стала зла. На кого? Ну в первую очередь на себя: "и зачем в далеком 2007 году тебе понадобилось включать телек?", потом пришел гнев на сценаристов - вот убейте меня, сожгите прямо здесь на костре, но так не пишут, так нельзя халтурить, а они схалтурили - три серии, идущие практически подряд, - третья, шестая и девятая: в первой под влиянием Зика (который оказался Гадей, в смысле, Гадриэлем) Дин просит Каса покинуть бункер, во второй - вернуться, то ли под влиянием момента, а скорее потому, что сценаристы не подумали даже, а как Дин будет объяснять Зику вернувшегося Каса и как Дин намерен выкручиваться перед Сэмом и Касом, которым нагло врал, ну ладно, не в том суть, Дин не подумал, но этот же самый Дин, который звал Каса к себе "домой", в Лебанон, едва встретив с Сэмом своего бывшего ангела, пугается, по-другому назвать нельзя, последствий и снова просит Каса свалить с глаз долой... А до этого пару серий назад что было? Дин собирался Каса мимо Сэма незамеченным провести? А потом прятать по шкафам, как любовника? Логика Дина в девятом сезоне "благодаря" воли сценаристов сильно хромает.
И можно я промолчу про благодать?.. Да Кас уже в первой серии ее себе вернуть мог. Хаэль. "Милая девочка" Хаэль, у которой так же можно было отобрать благодать. Но не отобрал. Не подумал? Убивал в порыве эмоций? Ну допустим. Так то ж не последний ангел, который Касу встретился. Так понравилось быть человеком? Ладно. Примем эту версию как рабочую. Но все равно свербит. Как будто нас надули, все равно что вместо Джека Дениэлса, недешево купленного, чтобы насладиться терпким, горьковато-древесным послевкусием хорошего алкоголя, выпить этиловый спирт с замоченным в нем чайным пакетиком - для цвета. Так ко мне пришла обида. Причем, на фандом в том числе. Простите меня, мои ПЧ и моё избранное, но я и правда сильно обижалась. Почему? Логика здесь, конечно отсутствует, но в основном обида сгустилась из-за того, что практически никто не противоречил моим собственным мыслям и суждениям: все так же были недовольны и соглашались, что что-то не то, никто не предоставлял достаточные аргументы, что все не так уж и плохо, никто не был зачарован серией настолько, чтобы убедить заодно и меня в её исключительности, и я опять разозлилась. Опять на себя, потому что позволила думать себе о благе внушения... А когда женщина зла, обижена и преданна, женщине порой бывает необходимо утешиться в чужих объятиях. Ох, как меня утешили... Но такие влечения, конечно, здорово поднимают настроение, но настоящую любовь они заменить не смогут никогда. А СПН лично для меня уже не просто сериал, фандом, недо-семья, нет, Supernatural - уже что-то личное, моё.
И я с опаской, иначе как-то сказать нельзя, села смотреть 10-ю серию. Не в день премьеры. Вчера. Почему с опаской? Вам никогда не приходилось ждать, что вот-вот, сейчас, обязательно вас провезут мордочкой лица по асфальту? Нет? Тогда вы не поймете, с какими чувствами я села смотреть серию...
И вот оно - то, чего я ждала, то, из-за чего люблю этот сериал. Меня, безусловно, провезли лицом вниз по асфальту, но как эффектно они это сделали, как эффектно причинили мне боль. Снова причинили. Давно такого не было. Последний раз в этом сезоне в 9.03, когда Дин просил Каса уйти. Я, наверно, мазохист или у меня расстройство личности, как у всех, кто еще смотрит СПН, потому что мы все отчаянно кайфуем тогда, когда нам наносят моральные удары. А за первые 3 минуты серии нас не просто избили, нас отделали и руками, и ногами, и битами.
Удар первый - костер, пожирающий то, что осталось от мальчика, просто мечтавшего стать президентом. Почему мальчика? Кев поступал в колледж, ему было от силы 17-18, и, по времяисчислению сериала, погиб он в 20-21 год - совсем мальчишка... Последний пророк, если я правильно поняла Метатрона.
Удар второй - лицо Дина в отсветах похоронного пламени, застывшее, так похожее на языческого истукана, коих устанавливали наши предки в память о мертвых.
Удар третий - музыка, безусловно, любимое оружие и пыточный прием создателей Сверхъестественного. Мои аплодисменты. Где-то уже здесь я готова была валяться по полу и молить о пощаде. Но нет.
Удар четвертый - одинокий, какой-то потерянно-несчастный Дин посреди бункера.
Следом пятый - телефон с заставкой семейной фотографии Трэнов: Кевин и мама... Крипке, помилуй...
Не давая отдышаться, удар шестой, под дых: гнев, злость, боль, ярость - без-огненное пламя, сжигающее уже Дина, всего до основания, даже слезы в его глазах.
Почему такая реакция на смерть Кевина? Во-первых, Кевин для Дина, действительно, был просто мальчишкой, ребенком - разница примерно в 15 лет давала о себе знать. Во-вторых, самобичевание Дина усиливается его виной. Дин виноват. Всегда виноват в том, что ставит всё и всех превыше брата. И, кажется, впервые, пусть ненадолго, он это осознает. Что он чуть погодя говорит Касу на "Если уничтожишь ангела, вессель погибнет вместе с ним"? "Думаешь, я не знаю". Вот его ответ. Приветик, почти-Дин из 2014... Тот тоже был готов убить не-брата, но того, кто засел внутри. Смелый поступок для этого Дина. Все же Сэм - самое родное существо, какое у него есть. И я не могу до конца обвинить Дина в том, что он доверился не_Зику, в том, что искал способ спасти брата. Но, пожалуй, я могу сказать, что Дин виноват в том, что так цепляется за Сэма, не дает тому ни шанса поступить самостоятельно (Сэм ведь был готов уйти со Смертью - Дин решил иначе), не дал ему довести начатое до конца - героически закрыть врата Ада... И что теперь они имеют? Отключенного Сэма, убитого руками Сэма Кевина, какого-то крылатого засранца, завладевшего Сэмом, о котором они и имени не знают, а значит - не могут найти, рыцаря Ада, формирующего армию и т.д. и т.п.
В какой раз всё снова меняется: друзья умирают, враги становятся союзниками - всё в лучших традициях нежно обожаемого мной 5-го сезона, какой некоторые считают официально последним в СПН, вот только следует поблагодарить сценариста за то, что он не просто слизал идеи 5-го, он добавил к ним примеси 7-го, 8-го - тех сезонов, когда враг, убивший друзей, может вызывать если не симпатию, то хотя бы жалость...
Да, я сейчас о Гадриэле и его образе, позаимствованном у Мэг. И я сейчас не о характере или манере поведения - нет, один все же ангел, другая - демон. Я об образе, созданном сценаристами. Мэг убила Джо по сути. Мэг была очарована Люцифером, пока пелена обмана не слетала с глаз. Мэг помогла ребятам в 7-м сезоне: сберегла Каса, ни разу не попытавшись прикончить того, из-за кого ее Отец снова гниет в Клетке, в 8-м же не просто помогла, а погибла за конкретного ангела и Винчестеров. Гадриэль - ангел, впустивший когда-то Люцифера в Сад, очарованный Змеем-искусителем (первое совпадение), разочаровавшийся в нем (второе), Гадриэль убил Кевина не по своей воле, ему приказали (третье), помогал Винчестерам (лечил и защищал Сэма, спас Чарли и Каса) - четвертое. Вот только если Мэг в итоге оказалась повернутой на Кастиэле, то Гадриэль очень и очень симпатизирует Дину. Настолько, что даже Метатрон замечает. Нет, можно решить, что Гадриэль просто не хочет марать руки в крови, и это действительно одна из причин, но как он реагирует, когда Метатрон говорит об "инициативе", заключающейся в не-приказанном убийстве старшего Винчестера.
"Иногда тебе придется убивать тех, кто дорог" - снова Метатрон, как в проверку посылающий Гадриэля убить старого друга и сокамерника.
Так вот. Образы Мэг и не_Зика. Разве не похожи? Так может нам и не стоит окончательно ставить на нем клеймо "плохой парень"? Вот бейте меня, можете кричать, что он - убил Кевина, он - зло. Но я не вижу его Злом. Он, как в свое время и Кас, - марионетка в руках Метатрона. Он, ангел, которому, по нашему канону, должно быть плевать на чужие человеческие жизни, спас Чарли, Каса, потому что те были дороги Дину, ему, по его собственному признанию, было тяжело убить Кевина. "Сколько еще жизней я должен буду забрать?" - гневно вопрошает он у Метатрона. Ему, очевидно, претит убийство. Так какое он к чертям зло? Немного фанатик. Убивает своих старых друзей? Кас убил Бальтазара. Мы ему это простили и забыли. К чему тогда двойные стандарты в отношении Гадриэля? Он запутался. А Метатрон пользуется. Ни черта старый маразматик не собирается сделать Гадриэля своим полководцем. Он нужен как ствол, который убьет всех, кто может помешать и просто мимо проходящих, и от которого потом легко будет избавиться, возможно, даже не своими руками. Дин Винчестер все сам сделает. Так вот Зло здесь не Гадриэль, зло у нас - Метатрон. И Абаддон, естественно. Но рыжая стерва уж больно хороша. До ужаса.
Вот только ей достался чрезвычайно умный, ловкий и не поскупившийся ни на чем соперник. Кроули. И снова мы в пятом сезоне. И снова нам придется мирится со знакомым злом. Здравствуй, Кроули образца 5s, я, действительно, по такому тебе и скучала!
Как скучала и по старому тренчкоту Каса. Но глупо было бы вернуть копию. Кас изменился - и его облачение тоже. Не меняется только одно: ангел всегда приходит по зову своего человека. Прости, не_Зик, какие бы эмоции ты не питал к Дину, ты в пролете...
Когда Дину плохо, когда он в отчаянии, Дин молится только одному. В тот раз, когда он посмел молиться другим, это в итоге хреново закончилось (9.01)... И Кас, опять наплевав на размолвку, идет, чтобы простым, но звучащим столькими оттенками чувств словом "Дин" выдернуть того из собственных мыслей, которые порой бывают страшнее целого Ада.
В этом "Дин" и вопросы "что случилось?", "ты звал?", и утверждение "я пришел", "я снова здесь", но Дин предпочитает на них не среагировать, а уйти, закрыться, посмеяться, смутить Каса, лишь бы не выдать собственного бессилия и боли. "Кас. Смотрите на него, приоделся и решил вернуться в игру". А в глазах - реальные слезы. Грань истерики. Когда человек уже пытается держать под контролем свои слова, действия и мимику лица, но вот над внутренним "я" еще не властен, и оно просвечивает сквозь радужку обидой, болью, злостью, в общем, всем тем, что истерикой до этого пытался выплеснуть человек. И это действительно оно - Дин только-только начал успокаиваться, забываясь механическими действиями, собирая ненужную пока сумку, пытаясь задавить все в себе, и Касу реально везет, что он явился не на пике этого состояния Дина, иначе бы попало и ему - не за что, просто так, потому что попался под горячую руку, попало бы и словом, и действием. Но Кас застает Дина после, и, безусловно, еще в раздрае эмоций, потому ему и достается насмешкой выданное замечание об одежде, выбивающее Каса из колеи до тех пор, пока тот не оценивает взглядом обстановку. Все разворочено. Осколки ламп, сметенные бумаги, перевернутая мебель - и Кас сразу понимает, что это не последствия драки, потому и спрашивает не простое "что здесь произошло", а добавляет еще "что не так?". И от участия в голосе Каса Дина накрывает, перед ангелом ломается его человек, тяжело опирающийся на стол, со взглядом, просящим выслушать и понять.
И Кас понимает лучше любого другого.
"Ты сглупил ради благого дела" - говорит он, приподнимаясь, готовясь защищать Дина от его самого. Так уже было однажды. В 5.18. Слава Богу, Дину хватило ума здесь не настаивать и не обижать ангела, а то дело опять бы дошло до рукоприкладства. Не верите? Дошло бы, дошло.
Заметьте, Кас продолжал спокойно сидеть, не встал, не поднялся ни когда Дин грозился убить не_Зика, ни когда был готов покончить одновременно и с Сэмом. Кас встает, будто пронизанный какой-то силой, тогда, когда Дин ломается вновь, опускает голову, гнобит себя, заявляя: "Как будто это что-то значит", и Кас резко, грубо одергивает: "Так и есть. Иногда это все, что имеет значение". Ибо он сам натворил столько бед ради благого дела, сколько никто иной, он единственный знает, какого ошибаться так глупо и так фатально, и как это чувствовать и переживать свои ошибки, боятся осуждения, получать его, но быть прощенным в итоге, потому что ты сглупил ради благого дела. Сколько раз Дин сам прощал Каса из-за этого? Сколько раз Дин так же прощал Сэма? И Кас пытается донести это до Дина, пытается доказать ему тот факт, что не обязательно жертвовать Сэмом, чтобы искупить вину Дина. А Дин ведь думает именно так. Пожертвовать самым дорогим - Сэмом, но зато исправить свою ошибку. Кас не собирается это даже рассматривать. Потому что не хочет снова видеть, как тогда, когда Сэм упал в Клетку, пустоту в Дине и изломанную сущность своего человека.
Вот, вот, о чем я говорила в обзоре на, по-моему, последнюю серию 9s, когда утверждала, что Кас-человек - не есть хорошо. Цитировать не буду, но смысл в том, что Дину всегда был нужен кто-то, кто позаботился бы о нем, был сильнее, и этим "кем-то" всегда был Кастиэль. Не человек. О человеке о самом нужно было бы в идеале позаботиться. Но ангел. И этот ангел вернулся, чтобы снова поддержать Дина. Если понадобится, принять ношу решений за него, подсказать, подать идею, исцелить, образумить и т.д.
Доказательством этого служит даже небольшой по времени разговор в бункере с Кроули. Небольшой-то небольшой, но Кроули парой фраз ломает Дина.
"Кевин мертв", - обрубает Кас.
"Мне жаль это слышать",- и, кажется, Кроули действительно жаль. А может быть, и жаль, что не он сам убил, кто его знает...
"Не делай вид, что тебя это задело. Ты пытался убить его"
"Я предупреждал его, что это произойдет. Я был единственным, кто пытался предостеречь его. Говорил ему бежать", - что ж опальный Король Ада говорит правду. В этом его упрекнуть нельзя. Предупреждал.
И Дин делает роковую ошибку в разговоре с Кроули - пытается понять: "От кого?"
"От тебя" - и видно, как Дин получает и пропускает первый удар.
Второй добивает: "У людей, что находятся рядом с тобой, очень низкая выживаемость".
Дин смотрит на Каса, только подтверждающего собой слова Короля - сколько раз умирал один Кас?.. Даже страшно представить количество имен, промелькнувшие перед глазами Дина в эту секунду, пока он смотрит на ангела... Странно смотрит... Ищет поддержки? Не похоже. Тогда бы взгляд Каса был не таким настороженным, как у тренера, просчитывающего выживет ли боксер после такого удара.
У Дина достаточно высокий болевой порог. Стоит.
Дергается, но стоит.
И отказывает на щедрое предложение Короля. Вот только план "А" - он же и план "В", и план "С", и еще и отходные пути так же. Поэтому решаться особо не на что. Ситуация действительно патовая. Два поникших профиля. Пока Кас не вздергивает свой подбородок, и Дин понимает - пусть план и безрассуден: Кас с ним, поддерживает его.
Дин соглашается, вот только Импала угнана.
Но и у Каса есть чем похвастаться.
Бежевая, тоном точно напоминающая старый тренчкот, древняя, перекошенная - Кас даже машины выбирает, как Дин. Импала - копия Дина: темная, большая, шумная, залечивающая любые раны. И Кас выбрал машину себе под стать: такую же потрепанную, облаченную в беж, сутуло-перекошенную. Только вот интересно, какой же балбес учил его водить, что даже не рассказал об необходимости заправляться?.. У Каса не так много друзей, колесящих на машинах, думаю, ответ очевиден. Кто-то из Винчестеров.
Посадка в машину - уникальная, юморная сцена. Почему? Да потому что все в характере.
Пошлящий Кроули? Он такой с момента появления. Злорадствующая, довольная превосходством моська Каса - вообще чудо, так, будто бы ангел никуда и не уходил и не становился человеком, не учился улыбаться... И портящий всю малину Дин - всё, как было раньше, даже ангел и демон на заднем сидение - и такое видели...
Но давайте теперь подробнее о Короле. Мы всегда считали его "лучшим из возможного" до историй с Чистилищем и скрижалями. Но и тогда он умудрялся оказывать посильную помощь - вспомним, кто дал кровь Короля демонов для убийства Дика? Впрочем, Кроули - демон. И в том его суть: лгать, убивать, запугивать. Так что он - единственный, к модели поведения кого невозможно придраться. Этот персонаж так просто не загубить. И теперь он снова "лучшее из двух зол". С Абаддон не договоришься. Кроули - интриган и крайне умный политик в отличии от Рыцаря Ада, которая несколько не понимает суть демонов. Истина верна: предали одного - предадут и тебя. Верить предателям нельзя. А Ад - сборище предателей и есть, к тому же недовольных, что их притесняют. К запугиваниям они привыкли - Кроули реально бояться.
Вот только что-то мне кажется, что в случае реального "голосования" преимущество у Кроули, и Абаддон это понимает.
Вообще, в этой серии Король чудесен, над его диалогами всегда стараются лучше всего, но здесь они вообще превосходны.
"Сегодня правительство США больше похоже на вуайериста" - говорит Кроули, спокойно в наручниках сидя в засекреченном объекте АНБ, где у него свои люди, хм, демоны, тайно фанатеющие от ангела Кастиэля.
Фанаты Каса, сценаристы прямо намекают, куда мы попадем после смерти
Но лучшей сценой, безуловно, становится сцена в голове Сэма.
Что Падалеки, что Шепард, что пока безымянный для меня актер, игравший Гадриэля, справились великолепно! Но блистательнее всех - Марк. Его переставшая быть медлительно-размеренной речь, ужимки, выданные в ускоренном темпе - Кроули верен себе, но при этом чем-то на себя не похож. Он работает как профи. Подсказывает Сэму, в каком направлении ему стоит двигаться, чтобы избавиться от одержимости, держит морально, когда Сэм снова готов потерять контроль, поняв, что это его руки убили Кевина, перенаправляя всю злость Сэма на лишнюю в его теле сущность, загнавшую самого Сэма в "пыльный угол".
Кроули качественно выполняет свою сделку, красным дымом проникнув в Сэма (кстати, большое спасибо режиссерам и сценаристам, что не забыли о цвете).
Сценаристы и правда многое в этот раз припомнили - и Альфи, который Самандриэль, и гвоздики-крючочки, торчащие из головы, и то, что Дин качественно так и не извинился перед Касом.
Не скажу, что этот недо-разговор, попахивающий палатой в псих-больнице, можно считать качественным извинением. Дину просто нужно что-то говорить и что-то слышать. Там, в соседней комнате демон пытает его брата, а Кас милосердно и беззвучно предлагает свою помощь, следуя за ним, так почему бы не воспользоваться? И Дин снова пользуется Касом. На этот раз едва ли не как затычкой для ушей. Простите меня, но это так.
Но Дин все равно извиняется, правда, Кас не понимает, за что...
Какая интересная логика у Каса... Что было, то прошло? Проблемы Дина, касающиеся Сэма - важнее? Обретя благодать, вместе с тем Кас теряет некую эгоистичность, какая ему была присуща в 6-й серии. Кас понимает Дина, утешает Дина, едва ли не на пальцах разъясняет тому, что не только Дин допускает ошибки. "Меня переиграли" - "Я думал, что спасаю небеса. Меня тоже переиграли". Вот и всё - одна простая фраза, чтобы Дин понял: в своей нечаянной глупости он не одинок. И Дин в кои-то веки понимает: "Хочешь сказать, что мы оба тупицы?"
"Предпочитаю "доверчивые". Не совсем тупые", - отвечает Кас едва ли не шуткой, впервые за серию по-настоящему демонстрируя то, что пусть недолго, но был человеком. Он научился иронизировать, в том числе и над самим собой.
Странная они парочка - "Лаверн и Ширли"...
Один, чуть не забыв, что вессель Гадриэля - друг, готов был свернуть ему шею, и его гнев понятен и обоснован. Если бы не Гадриэль, не было бы ... всего... Бог бы не покинул здание. Вот только Кас никогда не учитывает, что и Богу, наверно, был нужен Дьявол, потому Он и позволил всему случиться...
А другой - Дин - грубо, едва ли не за шкирку оттаскивает друга от брата.
Если б не поднятые в примирительном жесте руки Дина, если бы не страх перед другом в его глазах - еще чуть-чуть и дело бы кончилось дракой, так разозлен был Кастиэль, не ангел даже, а воин Небес, на то, что Дин посмел его остановить и предложил остыть. Грубо сброшенная рука с плеча - вот, чем отзывается на это Кас.
Интересный у них вид дружбы: с разницей в минуту то мило беседуют, то готовы схлестнуться... По крайней мере, Кас был готов.
Что ж на теле Сэма гнев ему выпустить дали лишь одним способом: выжечь анти-демонскую метку...
И вуаля - в Сэме кипишится на одну смутную личность больше.
У нас девичник, господа! Не Сэм какой-то получается, а проходной двор - "Кто хочет остановиться, добро пожаловать в Хижину Дядюшки Сэма, вам у нас будет комфортно и уютно!"
Грубо, конечно, но это так... Кто только в Сэме ни побывал: Мэг, Люцифер, Кроули, Гадриэль... Кажется, я никого не забыла...
Стоит заметить, крепче всех в тушку Сэма вцепилась именно Мэг. Кроули ушел сам. А вот Гадриэля паршиво вышвырнул сам обладатель тела, прижав, как таракана, ногой и приказав убираться к дьяволу.
Что ж. Сэм силен. Когда-то он Люцифера заставил заткнуться в своей голове, что ему какой-то там Гадриэль, пусть и бывший Хранитель Врат.
И ожидаемо, что тот белым потоком вернется в свое тело, уже затаив на Винчестеров обиду. И вскоре мы узнаем, будет ли он мстить или же поймет, что Метатрон вьет из него веревки, делая своей услужливой потаскухой. Время и сценаристы покажут.
Улыбнуло прощание Дина и Кроули: "Я труп. Да, знаю. Я тоже тебя люблю" - лицо Винчестера такое ошеломленно-обворожительное.
А вот о дальнейшей сцене, в коей задействованы оба брата и в качестве предмета интерьера - мост и Кас, мне бы особо говорить не хотелось... Из плюсов: Касу совсем не нужно прикасаться, чтобы лечить, то есть Дина он лапает чисто по своей инициативе. Сэма Кас решил не трогать, лишь ненароком проводит по волосам.
Сэма трогает Дин, причем исключительно духовно, не подумайте там чего.
Сэм раздавлен морально. В его мозгу только что ковырялись, в нем были ангел и демон, он частично не помнит многого, ему врал брат, он убил друга.
Естественно он злится. Хоть и слабо. Он не в силах ударить, причинить Дину боль. Он еще слаб. Но он зол, очень зол.
И Дин, одержимый виной, только делает его злее. Он собирается уничтожить Гадриэля, но сделать это хочет в одиночку.
И ради Сэма, снова ради Сэма, он оставляет его, потому что отравлен, потому что не хочет, чтобы из-за него снова страдали и погибали близкие люди.
Дин отпускает свою пташку в свободный полет. Малыш вырос, а рядом с папочкой ему может грозить опасность. Глупо. Будто бы раньше не грозила? Будто бы они не привыкли в таком состоянии жить? Будто бы не сам Дин тащил всегда брата за собой? И что? Тот факт, что Сэм чуть не погиб, наконец, заставил Дина одуматься? Так Сэм же уже погибал, и в Клетку прыгал... Дин не одумался. Что такого в этой ситуации, что Дин решил уйти один? Вина? Или то, что Дин понял, что Сэм справится и без него, что Сэм вырос, и он сильнее. А Дину в этой ситуации - больнее...
"На этот раз я не буду тебя останавливать" - говорит Сэм.
А когда останавливал-то? После восстания Люцифера? Ну, тогда была необходимость. После года, прожитого без души? Аналогично. Это Дин всегда держался за Сэма, не давал уйти, буквально изымал его из нормальной жизни. Так что реакция Сэма малопонятна, как и дальнейшая фраза: "Но не думай, что проблема в этом, потому что это не так". Дин не понял, я тоже. Сэм намекнул, что вина Дина не в его надуманном "проклятье", а в чем-то другом? Ну это и так ясно. Дин просто себя накрутил и рад зацепиться за эту причину самобичивания. Только это не так. В данной ситуации Дин виноват лишь в своей излишней самоуверенности и в том, что решил всё за Сэма. Больше ни в чем.
Дин и сейчас решил за Сэма, да и за Каса тоже. Мимолетный взгляд, как просьба одного "не уходи от нас обоих", и другого - "останься с ним, помоги".
И Дин уходит, оставляя за спиной брата и друга.
Бросая.
И вот беда: даже при таком раскладе, каждый из этих двоих справится без Дина. Они уже оба это доказали.
А вот справиться ли без них Дин - вопрос нерешенный.
Посмотрим. Как обычно, все решат за нас.